- ОЛИГОПСОНИЯ
- недостаточная конкуренция на рынке со стороны спроса, одна из форм монополии, когда ограничено число покупателей товара. К такому положению на рынке ведет наличие небольшого числа перерабатывающих заводов для сбыта сельскохозяйственной продукции в отдельном регионе, ограниченное количество предприятий, потребляющих неходовое минеральное сырье, или поставка производимых малыми предприятиями деталей или узлов только на два-три крупных сборочных предприятия (например, в автомобильной промышленности). Положение О. позволяет крупным компаниям-потребителям диктовать условия реализации продукции производителям, в том числе занижать на нее цены. Ситуация О. может сложиться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, когда на нем ограничено число потребителей продукции. Практически такая ситуация была на мировых рынках многих сельскохозяйственных товаров, поскольку многочисленным производителям из развивающихся стран противостоят несколько крупных торгово-промышленных компаний промышленно развитых стран, скупающих и перерабатывающих на своих заводах кофе, какао и другие виды сельскохозяйственного сырья. Создание перерабатывающей промышленности в развивающихся странах и сотрудничество стран - производителей определенных видов сырья, в том числе путем заключения международных товарных соглашений, ведут к изменению ситуации и улучшению положения развивающихся стран.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.